Страницы

четверг, 22 ноября 2012 г.


Цифровые образовательные ресурсы
На отечественном рынке цифровых образовательных ресурсов можно найти издания, которые не уступают зарубежным разработкам. Российские программисты способны подготовить полезные электронные учебные материалы, если получают соответствующий заказ педагогов. Отсутствие заказа с четко выраженными педагогическими целями и требованиями – главная проблема российских разработчиков.
Насущная задача – развить культуру педагогического проектирования. Культура разработки учебных материалов с ориентацией на явно заданные цели и результаты обучения слабо выражена. Это следствие существенных пробелов в области педагогических исследований и разработок.
Сегодня педагогическая наука существует отдельно от педагогической практики, от процессов информатизации образования. Вместе с тем без опережающих педагогических разработок движение вперед невозможно.
Еще один важный аспект – разнообразие учебных материалов. Информатизация отечественной школы только начинается. В этих условиях было бы странно опираться исключительно на электронные издания. Так же неправильно разделять разработку электронных и традиционных учебных материалов. Как показывает зарубежный опыт, наибольший эффект достигается там, где учебные модули оформляются и в виде ресурсов Интернета, и на компакт-дисках, и в форме видеоматериалов, и в виде телевизионных программ, и виде брошюр, и даже в виде газетных подборок.
Настало время различать учебные материалы не по формату представления, а по качеству и тематике.
Разработка стратегии создания учебных материалов нужна, в том числе, и для того, чтобы изменить традиционные представления разработчиков и учителей об электронном учебном издании. Сегодня массовая педагогическая культура использования цифровых образовательных ресурсов еще не сформирована. Поэтому разработчики стремятся создавать «электронные учебные курсы», которые были бы в значительной мере самодостаточны. А это, в свою очередь, резко снижает поле для инициативы учителей, уменьшает возможности гибкого использования учебных материалов, их индивидуальной настройки. Только изменение позиции заказчиков (работников школы) способно разорвать этот порочный круг. В результате появится спрос на библиотеки учебных модулей, которые позволяют учителю компоновать пакет материалов для своего курса в зависимости от конкретной ситуации. Создание таких библиотек станет основной задачей разработчиков, а учитель получит пространство для творчества, возможность действительно гибко строить учебный процесс.
До настоящего времени методическое качество не фигурирует среди конкурентных преимуществ учебной продукции. Издатели не спешат вкладываться в методические разработки. Вместе с тем эти разработки составляют все более важную часть учебных материалов. Например, пакет прогрессивного американского курса Global Lab включает в себя учебное пособие для школьника на 50 страницах и методические разработки для учителя объемом более 300 страниц. В школе информационного века по мере усложнения и технологизации учебного процесса объем регламентирующих методических материалов резко возрастает.
В последние годы одним из серьезнейших игроков на российском рынке создания и распространения цифровых образовательных ресурсов стал Национальный фонд подготовки кадров, который с 1997 г. совместно с Министерством образования и науки Российской Федерации последовательно реализует образовательные займы Международного банка реконструкции и развития. К ним относятся «Инновационный проект развития образования» (1997-2004 г.г.), «Проект реформы системы образования» (запущен в 2001 г.), и с марта 2005 г. – проект «Информатизация системы образования».
Одной из основных целей проекта «Информатизация системы образования (ИСО)» является поддержание формирования в Российской Федерации эффективно действующей системы создания, внедрения, распространения и сопровождения цифровых образовательных ресурсов. В рамках проекта «Информатизация системы образования» ведутся разработки, результаты которых могут позволить средней общеобразовательной школе сделать стремительный бросок в будущее, где все большее значение будут играть информационные и коммуникационные технологии.
В рамках проекта ИСО ведется создание единой национальной коллекции цифровых образовательных ресурсов (ЦОР), содержащей более ста тысяч объектов (school-collection.edu.ru). Сформированная по предметно-тематическому принципу, такая коллекция может оказать неоценимую помощь в освоении цифровых ресурсов как «массовым» учителем, так и «творческим» учителем, самостоятельно разрабатывающим авторские программы обучения и использующим новые материалы в качестве образовательного ресурса. В коллекцию ЦОР должны войти учебно-методические, художественные и научные тесты; графические изображения; звуковые и музыкальные фрагменты; цифровые копии художественных и научно-популярных фильмов; модели физических явлений, естественнонаучных и социальных процессов; картографические системы; словари; переводчики и прочее. Помимо цифровых источников, в национальной коллекции предполагается собрать различные информационные инструменты, необходимые для успешной учебной деятельности. В частотности, там будут собраны инструменты создания и редактирования цифровых ресурсов, редакторы текстовых и гипертекстовых документов, графических объектов, в том числе – карт (ГИС), диаграмм, чертежей (САПР); обработки и представления массивов числовых данных; инструменты обработки изображений, звука, видео; виртуальные лаборатории; инструменты, обеспечивающие просмотр объектов; системы обработки аудио, видео. Описания ресурсов будут содержать ссылки на элементы образовательных стандартов, класс, уровень изучения материала, темы по предмету, виды учебной деятельности, необходимое дополнительное цифровое оборудование и цифровые инструменты и т.д. Коллекции будут давать возможность учителю легко и быстро создавать презентации по определенной учебной теме на основе имеющихся графических объектов и оцифрованных статей первоисточников по данной тематике.
Особое значение в проекте ИСО придается созданию учебных материалов нового поколения, в частности, инновационных учебно-методических комплексов (далее, ИУМК), ориентированных на «открытую архитектуру» школы, на инновационные формы организации педагогического процесса, современные информационно-коммуникационные технологии и доступность больших массивов образовательных источников. В феврале 2005 г. НФПК объявил конкурс на создание инновационных УМК для системы общего образования, в рамках которого планируется разработать и передать российской системе образования инновационные учебно-методические материалы, которые могут быть использованы при организации и осуществлении учебного процесса в условиях формирующейся в настоящее время образовательной среды, основанной на ИКТ. Предполагается, что эти инновационные продукты помогут учащимся достичь нового уровня образования, необходимого для жизни как в современном обществе, так и в обществе, контуры которого еще только формируются. Такие комплексы предназначены для творческого учителя, готового и способного самостоятельно строить процесс обучения. ИУМК должны обеспечить комплексный подход к модернизации системы образования, достижение качественно новых результатов учения и обучения. Разработка подобных комплексов является перспективным научно-исследовательским направлением, обеспечивающим задел для создания учебных материалов нового поколения, необходимых в условиях ИКТ - насыщенной среды. Инновационные учебно-методические комплексы включает комплект материалов, полностью обеспечивающий потребности организации учебного процесса по выбранному предмету (предметной области, теме) или межпредметной области.
Требования конкурса призывают к необходимости разработок, изменяющих характер взаимодействия учителя и ученика, с большим акцентом на индивидуализацию процесса обучения. В такой системе развиваются способности к самостоятельному освоению материала, формированию навыков поиска, оценки, отбора и организация информации; к исследовательской деятельности, основанной на реальных и виртуальных экспериментах; к ориентации на коллективные формы работы и проч. и проч. Организаторы этих работ хорошо понимают, что перед потенциальными авторами ставится сложная задача – создать продукты, отличающиеся новизной и оригинальностью в условиях минимального опыта разработки подобных продуктов в России.
В последнее десятилетие в России появился целый ряд успешных цифровых учебных ресурсов. Этому способствовало несколько факторов. Существенно повысился класс разработчиков программных продуктов и уровень доступных им программно-аппаратных средств. Параллельно этому начал формироваться отечественный рынок учебных программных продуктов, на котором по весьма доступным ценам можно приобрести жесткие диски с учебными пособиями по широкому спектру школьных предметов. В России начали лицензироваться, адаптироваться и распространяться лучшие образцы зарубежных цифровых образовательных ресурсов. Такие, например, как моделирующая среда по физике Interactive Physics/Живая Физика и исследовательская среда по математике The Geometer's Sketchpad /Живая Геометрия. Интегрированные в курсы физики и математики для старших классов они стали точками прорыва в компьютерных технологиях, которые в версии CD-ROM жесткого диска могут стать доступными всем школам России.
В то же время, ориентация на рынок, в основном репетиторский, часто приводит к тому, что авторы вписывают разрабатываемые УМК в привычные рамки устоявшихся школьных курсов. Рынок наводняется учебными пособиями, которые, по сути, представляет собой попытку реанимации программированного обучения, украшенного движущимися картинками, музыкальным оформлением и мультимедийными эффектами. Внешне они могут иметь атрибуты инноваций, но, по сути, остаются ближайшими родственниками стандартных учебных курсов. Вооруженный таким УМК, учитель может по-прежнему вещать с кафедры или подиума, а ученики по-прежнему будут стараться запоминать то, что им говорит учитель, дополняя его рассказы «чтением - слушанием – разглядыванием» мультимедийного сопровождения. Многовековая модель школы не изменится на йоту.
Как показывают опросы, например, руководителей «отдела кадров» первых 400 компаний мира, конкретные «предметные» знания поступающих на работу ценятся работодателями меньше, чем способность учиться, умение работать в группе, умение выявлять проблемы и применять на практике полученные знания. Комментируя конфликт между требованиями современного производства и структурой современной школы, один из руководителей компании «Боинг» как-то отметил: «Представьте 30-35 юных работников, которые приходят в одну большую комнату, сидят рядами, строго следуют всем инструкциям мастера, и при этом им запрещается говорить друг с другом. Единственное место в обществе, где подобная модель еще сохранилась – это школа».
По-видимому, трудно говорить о «хороших» и «плохих» цифровых учебных ресурсах вообще. Все определяется моделью школы. Например, Географические Информационные Системы (ГИС) – мощное средство организации и анализа географической информации. Хороший это или плохой цифровой учебный ресурс? Все зависит от того, собираются ли в модели школы использовать активные, деятельностные, развивающие подходы. Аналогичная ситуация складывается с любыми учебными цифровыми ресурсами. Наличие компьютеров в школе само по себе не означает, что школа выберет инновационные, «открытые» учебные средства. В традиционной модели школы компьютер будут пытаться превратить в электронный учебник или в электронного лектора. Разработчики обычно понимают, что их продукты каким-то образом будут использоваться в школах, но как именно это будет происходить, судя по всему, это их не заботит, предавая эти вопросы как бы на усмотрение самих школ, точнее – учителей.
На первый взгляд, такой подход кажется демократичным: учителю трудно навязать определенную форму ведения урока и определенный способ использования учебных ресурсов. Каждый учитель подстраивает учебные материалы под свои потребности и возможности. И все же, наивно верить, что учителя сами придут к успешной модели использования цифровых учебных средств в школе. Тут, возможно, надо «ломать» себя. Многие ли педагоги способны на такой шаг? Следовательно, будущие ИУМК должны сопровождаться детальными сценариями, которые потом предстоит проверять и уточнять уже в ходе апробации в школе.

Комментариев нет:

Отправить комментарий